Математика­–­важнейшая фундаментальная составляющая­­ образовательного процесса на МбФ

Начав один из фрагментов рассуждений о формировании у студентов строгого физико­математического стиля мышления, он продолжает: «…дело в том, что когда мне, спустя более чем два десятка лет, уже в роли декана, довелось организовывать первый в мире медико­биологический факультет, именно эти предметы физико­математического цикла стали доминирующими в образовании медиковбиологов (врачей­биофизиков, врачейбиохимиков, а впоследствии – врачейкибернетиков). Поэтому и сегодня в ХХI веке выпускники МБФ, в том числе и те, кто работает за рубежом, успешно конкурируют в мире современных высоких биомедицинских технологий». Отметим неизменность позиции автора в его отношении к фундаментальным дисциплинам – это текст настоящего времени, а ведь прошло 50 лет. Исходя из вышесказанного, справедливо было бы трансформировать название, заменив в нем определение «важнейшая» на «наиважнейшая». Здесь требуются разъяснение. Я не говорю о кафедре высшей математики, речь идет о математической дисциплине, как о логическом инструменте мышления и исследования в различных областях науки и практики. Математика, в неотъемлемом сочетании с теоретической и общей физикой, химией и таким ее разделом, как физическая химия, теоретической биофизикой, медицинской кибернетикой, математическим моделированием процессов на макро­ и микроуровнях, стала базовым языком количественных соотношений в дисциплинах, читаемых на кафедрах МБФ, обеспечивая высокий уровень подготовки специалистов на протяжении 50 лет. Это безусловное достижение всех кафедр МБФ, это специфика, отличительная особенность нашего факультета, как теперь уже и других медико­биологических факультетов в России. Далее можно было бы продолжить разговор о достижениях и успехах кафедры по основным направлениям учебной и научной деятельности (они перечислены в подготавливаемом информационном юбилейном выпуске «МБФ – 50 лет»). Однако я преследовал обсуждение одного, волнующего кафедру математики и, полагаю других кафедр фундаментальных дисциплин, вопроса – текущий уровень подготовки современных специалистов по естественно­научным дисциплинам на МБФ, и в первую очередь, по высшей математике. Рассмотрим два фактора, безусловно влияющих на ответ поставленного вопроса: учебный план и преподавательский корпус кафедры. В полном противоречии с задачами и целями, как они виделись в прошлом и видятся в настоящем, мы прослеживаем устойчивую тенденцию на сокращение объема часов, касающихся фундаментальных дисциплин и, в частности, математики. Особенно примечателен в этом отношении учебный план соответствующий ФГОС. Это же какая­то разнонаправленная логика: пышная риторика (высокие технологии, нанотехнологии, биотехнологическая эра и т.д.) и сокращение часов по естественно научным дисциплинам. Обязан проинформировать, что из учебной программы по высшей математике из­за значительного сокращения часов исчезли разделы, такие как дифференциальные уравнения и уравнения в частных производных (вот и занимайся математическим моделированием процессов, построением теорий электромеханических свойств мембран, ионной проводимости каналов, фазовых переходов и т.д.). Теперь мы даем студентам лишь представление об их существовании; нет полноценного раздела векторного анализа (вот и изучай теоретическую физику и биофизику); теория функций комплексного переменного канула в прошлое, теории случайных процессов тоже нет (тем самым исключаем теорию флуктуационных явлений в мембранах и многие прикладные задачи анализа случайных сигналов). Есть ли возможность остановить, переломить эту тенденцию? Думаю, что говорить о такой возможности преждевременно. Однако МБФ за 50 лет своей деятельности приобрел традицию качественного образования, что проявляется в стиле работы сотрудников и кафедр. На кафедрах МБФ трудится огромное число наших выпускников и преподавателей, работающих чуть ли не со дня создания факультета, осознающих важность фундаментальных дисциплин при подготовке специалистов высокого профессионального уровня. Благодаря этому пониманию и при поддержке декана МБФ профессора Ю. В. Балякина, заместителя декана, профессора В. А. Петрова, позиции заведующих выпускающих кафедр профессоров А. Н. Осипова и Т. В. Зарубиной кафедре высшей математики в рамках вузовского компонента учебного плана выделено 70 часов для создания оригинального курса «Математические проблемы в современной теоретической биофизике» и 140 часов для изучения новой дисциплины «Стохастические процессы; дополнительные главы математического анализа». Читаться вышеуказанные дисциплины будут на четвертом курсе, рабочие программы по этим курсам разработаны и обсуждены с кафедрами медицинской биофизики и медицинской кибернетики. Однако эти действия носят характер тактической корректировки складывающейся ситуации в области фундаментальной подготовки специалистов, так как они не решают негативных тенденций сокращения объема часов по естественно научным дисциплинам, изучаемым на медико­биологическом факультете. Понимая, что в преддверии 50­летнего юбилея МБФ продолжать обсуждение в пессимистическом тоне, тем более на фоне объективно существующих достижений образовательного и прикладного характера, и следовательно, выпасть из стройного ряда информационных сообщений и отчетов кафедр факультета, как­то не этично. Извлечь мажорную ноту можно, полагаясь на активную оптимистическую позицию и.о. ректора, профессора Камкина А.Г.: «После глобального разгрома российской науки в стране интенсивно идет ее восстановление. В ближайшие годы стране потребуются молодые специалисты – ученые медико­биологического профиля, которые должны будут работать в фундаментальной науке», а на одном из заседаний Ученого Совета Университета он же информирует о возможном возвращении к варианту учебного плана советского периода. Думаю, что эта позиция найдет положительный отклик в преподавательской среде факультета. Здесь мы подошли ко второму важнейшему неформальному фактору, определяющему качество образовательного процесса – работе коллектива преподавателей. Какими принципами и подходами руководствуется кафедра, организуя образовательный процесс? Прежде всего, на основе ясного понимания содержания изучаемых тем стремиться к упрощениям, позволяющим не упускать из виду приложения, к установлению естественной связи между аксиоматически­дедуктивным и прикладным значением, к разумному равновесию между абстрактной общностью и конкретностью научно практических задач – так нам представляется задача преподавания математики на МБФ. Следуя Б. Паскалю, помнить: «предмет математика настолько серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его занимательным». Наконец, преподаватель должен обладать искренним желанием передачи знаний студентам, которые, безусловно, эту искренность чувствуют и ценят. Особенности кадрового состава кафедры высшей математики в полной мере соответствуют этим принципам. Доцент Е. Н. Занина преподает на МБФ с 1969 года, имеет классическое университетское математическое образование. Десятки сотрудников нашего Университета, занимаясь научной работой, пользовались и пользуются ее помощью в области применений теории вероятностей и математической статистики. Е. Н. Занина совместно с профессором П. И. Кузнецовым, старшими преподавателями А. В. Степановым и Г. И. Кириенко первыми в стране применили методы распознавания образов при решении медицинских и биологических проблем. Доцент Б. В. Алешин (окончил аспирантуру МГУ) – специалист по сингулярным дифференциальным уравнениям – оставил о себе память влюбленного в свою работу преподавателя у многих поколений выпускников МБФ. Далее идет группа сотрудников физико­математического профиля образования: заведующий кафедрой с 1985 года, доктор физико­математических наук В. Н. Акимов (закончил физико­технический институт), профессор В. Я. Попов (закончил инженерно –физический институт), доцент А. Я. Бойко (закончил физико­технический институт). Их научные интересы – математическое моделирование, теоретическая физика и биофизика, численные методы решения уравнений в частных производных. Вряд ли студенты в группах этих преподавателей могут пожаловаться лишь на формальное изложение математики, как, впрочем, и на вялотекущие занятия – это к вопросу о занимательности и приложениях в математике. Наконец, группа преподавателей уж точно действующая по принципу равновесия абстрактного и конкретного: доцент И. Н. Коновалова, кандидат биологических наук; выпускник МБФ 1971 года, кандидат физико­математических наук П. И. Гутенев; выпускник МБФ 1980 года, кандидат физико­математических наук А. М. Пятницкий, научные интересы которых относятся к проблемам теоретической биофизики стахостических процессов, анализу изображений и внедрению результатов в практическую медицину. Именно А. М. Пятницкому и А. Я. Бойко, учитывая их научные интересы, кафедра поручила разработать ранее упомянутый оригинальный курс «I. Стахостические процессы. II. Дополнительные главы математического анализа», а профессорам В. Н. Акимову, В. Я. Попову, доценту П. И. Гутеневу курс «Математические проблемы теоретической биофизики». Пользуясь случаем, хочу поздравить выпускников и студентов с 50­летием МБФ, ради которых мы работали и работаем. И со словами благодарности вспомнить тех, кто в определенные периоды деятельности факультета руководил и работал на кафедре высшей математики: заведующих кафедрой В. И. Гливенко и П. И. Кузнецова, доцента Ф. Я. Ветухновского, А. С. Леонова, В. М. Белякова. В. акиМоВ Заведующий кафедрой высшей математики МБФ, профессор.

Пироговский Университет — флагман медицинского образования России.

Как один из ведущих медицинских вузов страны, Пироговский Университет готовит высококвалифицированных специалистов, сочетая инновационные исследования с академическими традициями. Благодаря участию в программе «Приоритет 2030» вуз концентрируется на прорывных направлениях: иммуномедицине, генотерапии и нейротрофике, создавая технологии для борьбы с тяжёлыми болезнями и развивая персонализированную медицину.

По словам ректора Сергея Лукьянова, университет укрепляет позиции в рейтингах благодаря научным достижениям и высокому уровню подготовки студентов. Первый проректор Георгий Надарейшвили отмечает роль вуза как двигателя инноваций, а проректор по молодёжной политике Владислава Белякова подчёркивает важность развития soft skills и всесторонней поддержки студентов.

Таким образом, Пироговский Университет остаётся центром притяжения для тех, кто хочет стать частью медицины будущего.

Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *